21 августа 2017 года
Валентин Постников: «Нельзя заставлять читать»
Книги для детей - это особый вид литературы. Встретиться с автором детских книжек Валентином Постниковым девчонки и мальчишки смогли 18 августа в Российском центре науки и культуры в Варшаве.
Валентин Постников - член Союза писателей России, лауреат премий «Золотое перо России», «Эврика», «Артиада», автор 25 книг и 20 радиоспектаклей для детей. Его отец - известный советский писатель Юрий Дружков, придумавший двух сказочных персонажей – Карандаша и Самоделкина. Годы спустя сам Валентин Постников начал писать продолжение историй о Карандаше и Самоделкине.
О том, как рождаются книги, о важности правильного посыла в детской литературе и многом другом читайте в интервью Валентина Постникова.
- Детский писатель – профессия редкая и очень ответственная. Как начался ваш путь в писательстве? Много шишек набилось, прежде чем вы стали опытным автором? Какие были самые запомнившиеся уроки?
- Я все детство провел в окружении писателей, в окружении книг, знаменитых сказочников. Вообще я рос в окружении детской литературы и поэтому с детства, скажем так, был настроен сочинять. Первую свою сказку я написал в пять лет. Я нарисовал тигренка на большом подсолнухе и папа спросил меня, что это такое. Я ответил, что это тигренок на подсолнухе. А к нам в гости как раз пришел писатель Юрий Коваль и мы с ним вместе стали сочинять. Так мы написали сказку «Приключения тигренка на подсолнухе». По ней потом сняли мультфильм.
Писать для детей не просто по одной простой причине – современные дети читать не любят. И если они начинают читать и им книжка не нравится, то они ее просто закрывают. Поэтому я, когда пишу, стараюсь, чтобы все самое интересное, смешное начиналось сразу. Чтобы книжка увлекала детей с первой главы, с первой страницы. Тогда есть шанс, что они ее не вернут в библиотеку, не поставят на книжную полку, а дочитают до конца.
- Что самое сложное и любимое в вашей работе? Бывают ли тяжелые периоды? Как с ними справляетесь?
- Да, тяжелые периоды бывают. Случается, что не пишется, не сочиняется. Я придумываю сюжет, придумываю историю, но бывает так, как будто муза куда-то улетела к другим писателям, а ко мне забыла залететь. Лучше всего мне сочиняется летом, когда мои двое детей на даче у бабушки. Когда пишешь книжку, такое ощущение, что в горы идешь. Идешь, идешь, вначале вроде сил много. Доходишь до середины - и вдруг силы тебя оставляют, а тебе еще надо идти. Когда написано процентов шестьдесят-семьдесят книжки, такое ощущение, что с горы мчишься. Сюжет идет, все выстраивается, все получается, все складывается. Вот в эти секунды я счастлив.
- Какой результат приносит вам деятельность писателя?
- Деятельность писателя для меня все. Это и сочинение самих сказок, это и выступления, общение с читателями. Я счастлив, когда подходят дети и говорят, что прочитали мою книжку и она им понравилась. Еще очень нравится, когда ко мне подходят взрослые и говорят, что их ребенок читать не любил, а после прочтения вашей книги, он стал читать. Я много тружусь, чтобы написать книгу, поэтому, когда вижу такой результат - это здорово.
- О чем должна говорить идеальная детская книжка?
- Я очень часто ребят спрашиваю - для чего надо читать? Дети обычно начинают отвечать заученными фразами: «Читать надо, чтобы быть грамотным».. На что я отвечаю, что чтение - это прежде всего удовольствие. Когда читаете, вы с этой книжкой совершаете путешествие в необитаемые страны, в космос, в подземелье... Когда книга интересная и захватывающая, вы читаете с большим удовольствием. Вот такая книга, на мой взгляд, идеальная.
- Вы пишете для самых маленьких читателей. В чем особенность этой аудитории?
- Особенность в том, что взрослый человек уже приучен читать. Если ему сказать, что книга получила премию, ее хвалят критики, рекомендуют друзья - он ее скорее всего, прочитает, даже если она ему не понравится. А ребенку все равно, кто автор, есть ли у него премии, награды. Ребенок - человек абсолютно чистый, как ангел. Поэтому если ему не понравится, то книжка будет закрыта. Для детей писать сложнее именно потому, что их сложнее удивить и заинтересовать.
- Какое значение имеют иллюстрации к детским книгам?
- В последнее время очень много разговоров, о том, что все книжки будут электронными. Все будут читать с мобильных устройств, планшетов, компьютеров. Но детская книжка без иллюстраций не выживет. Иллюстрации очень важны и нужны. Вот у меня есть книжка «Карандаш и Самоделкин на острове фантастических растений». Мои герои там встречают, колбасное дерево, сырное дерево, железное. Ребенку же хочется видеть, как это дерево выглядит. Или коровье дерево. Что это за дерево такое? На нем что, коровы живут? Ребенку очень важно видеть все это своими глазами. Поэтому конечно, без иллюстраций детская книжка не выживет.
- Над чем вы сейчас работаете?
- Только что я закончил писать книгу смешных рассказов. Она будет называться «Кастрюля с пятерками». Сегодня я приехал в Варшаву, но еще буквально вчера я работал над книгой «Большое новогоднее путешествие Карандаша и Самоделкина» - про то, как они отправились в Лапландию в гости к новогодним волшебникам.
- Как же все-таки приучить современных детей к книге?
- Все говорят, и это известный факт, что, прежде всего, сами взрослые должны читать. Ребенок смотрит, если взрослые читают, то и ребенок будет читать. Еще я очень люблю, когда в семье есть традиция семейного чтения. А если ребенок не любит читать, то надо начать читать ему вслух и остановиться на самом интересном месте, сославшись на дела. Мне кажется, ребенок не выдержит, сам откроет книжку и будет читать дальше. Главное, чтобы ребенку понравилось, никогда нельзя заставлять читать.
- Вы пишете сказки. А в вашей жизни бывало волшебство?
- Думаю, да. Волшебство, что я родился в семье писателя. Я был окружен детскими писателями. Когда мне было три года, к нам в гости приезжала Астрид Линдгрен, я у нее на коленях сидел. К нам в гости приходил Джанни Родари, я с ним тоже разговаривал. Я всю жизнь общался со сказочниками и вся моя жизнь окружена сказкой. Мне кажется, это и есть настоящее волшебство.
Беседовала Елена Аксенова.