24 апреля 2019 года
В Президентской библиотеке рассказали историю создания романа Достоевского «Идиот»
Во вторник, 23 апреля, в рамках видеолектория «Знание о России» в Президентской библиотеке состоялась третья по счёту встреча из цикла, посвящённого жизни и творчеству Ф. М. Достоевского. Её тема – «Поиски Ф. М. Достоевским главного героя романа „Идиот" (на материале черновых записей писателя)».
В качестве лектора уже традиционно выступил ведущий научный сотрудник Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН, ответственный редактор периодического сборника «Достоевский. Материалы и исследования», автор учебных курсов «Современное русское литературоведение» и «Ф. М. Достоевский. Текстология и поэтика», участник проекта «Текстологическое исследование и дипломатическая транскрипция „первой записной тетради" Ф. М. Достоевского (1864–1865)», доктор филологических наук, профессор Константин Баршт.
Достоевский был писателем необычным. Не просто литератором, филигранно владеющим словом, а «практикующим философом». «Он с юности искал ответ на вопрос: „Что есть человек?" И всю свою жизнь этому и посвятил», – отметил Баршт.
Занятие «практической философией» заключалось и в том, что Достоевский брал какую-то идею и претворял её в жизнь с помощью своих книг. «Если говорить о романе „Идиот", то там писатель хотел посмотреть: что будет, если среди нас появится такой вот христоподобный человек, с такими ценностями, как князь Мышкин...» – пояснил исследователь.
Однако если посмотреть черновые записи Достоевского, относящиеся ко времени работы над «Идиотом», станет ясно, что не сразу князь Мышкин стал обладателем тех самых «христоподобных» черт: бесконечной доброты и любви ко всем окружающим.
Всего известно восемь авторских редакций романа. И первоначально главный герой представлялся человеком совсем другого плана. Речь шла о порывистой, подверженной страстям натуре, которую в своих набросках Достоевский даже сравнил с Иваном Грозным.
Стоит отметить, что в своих черновиках Фёдор Михайлович часто рисовал портреты героев. Причём нередко образ рождался сначала визуально, в виде рисунка, а потом в буквальном смысле обрастал словами. Вокруг иллюстрации появлялась своего рода рама, состоящая из строк с описаниями характера персонажа и т. д.
Ещё Достоевский увлекался каллиграфией. Она также помогала писателю перейти от художественной идеи к конкретному словесному воплощению.
Что же касается необычного названия произведения, то слово «идиот» имеет несколько значений. Среди них – «человек, поглощённый какой-то идеей».
Впервые этот роман был опубликован в номерах журнала «Русский вестник» за 1868 год. «Идиот» был одним из самых любимых произведений писателя, наиболее полно выразившим его нравственно-философскую позицию и художественные принципы 1860-х годов.
В видеолектории приняли участие старшеклассники Академической гимназии имени Д. К. Фаддеева СПбГУ, школ Приморского района Санкт-Петербурга, студенты Санкт-Петербургского государственного университета, в режиме видео-конференц-связи – студенты на площадках Алтайской краевой универсальной научной библиотеки, Томской областной научной библиотеки и Новосибирской государственной областной научной библиотеки.
Ранее на видеолекториях в Президентской библиотеке был представлен другой знаменитый роман – «Преступление и наказание» – в рисунках Достоевского и рассказали о первом оригинальном печатном произведении писателя – романе «Бедные люди».
20 мая на новом видеолектории студенты, школьники и сотрудники библиотек обсудят значение романа «Бесы».
Добавим, что на портале Президентской библиотеки размещена коллекция «Ф. М. Достоевский (1821–1881) (Мир Достоевского)», в которую вошли цифровые копии текстов произведений великого русского писателя, среди которых«Дневник писателя за 1877 г.» (1878) и «Задачи русского народа» (1891), а также материалы о его жизни и творчестве:«Карамазовщина» А.Закржевского (1912), «Легенда о Великом инквизиторе Ф. М. Достоевского» В. Розанова (1894) и др.