14 июня 2019 года
В Москве завершился пятый книжный фестиваль «Красная площадь»
С 1 по 6 июня главный книжный фестиваль страны прошел у стен Московского Кремля в пятый раз. Приуроченный ко дню рождения Александра Сергеевича Пушкина, Дню русского языка и Году театра, он стал самым масштабным за всю свою историю.
Ежедневно гостям предстоял сложный выбор – в программе было заявлено 750 встреч, лекций, презентаций, театральных и музыкальных постановок на 12 площадках: «Художественная литература», «Детская и учебная литература», «Нон-фикшн», «Регионы России», «Электронная книга», «Антикварная и букинистическая книга», «Москва — литературный мегаполис» («Библиотека» и «Малая сцена»), «Отечественная история», «Музейная линия», «Литературная гостиная» и, конечно, «Главная сцена».
Участие в фестивале приняли более 400 издательств со всей страны: 52 региона от Владивостока до Калининграда, от Тюмени до Крыма. Свои издания представила Республика Беларусь. А счастливые читатели пополнили свои домашние библиотеки более чем на 150 тысяч книг – именно столько экземпляров было продано за все дни фестиваля.
Участники акции «Подари ребенку книгу!» дружно собрали более 5000 книг для шести детских библиотек из отдаленных уголков Приморья, Пермского и Красноярского краев, Республик Бурятия, Карелия и Крым. Вскоре официальный транспортный партнер акции ГК «Деловые линии» доставит адресатам этот бесценный груз. Мы благодарим всех дарителей: и Российское историческое общество, и Департамент СМИ и рекламы города Москвы, и издательства, выпускающие детскую и подростковую литературу, принявшие участие в фестивале, а также газету «Аргументы и факты» и, конечно же, гостей «Красной площади», которые приобретали новые издания для мальчишек и девчонок из отдаленных уголков России и оставляли их в специальных коробах с логотипом благотворительной акции.
В эти знойные фестивальные дни мы выпили более 26 000 литров воды. От обезвоживания «Красную площадь» спас партнер – компания «Шишкин Лес».
Команда «Красной площади» пробежала 4,2 км в благотворительном спортивном зеленом марафоне «Бегущие сердца».
Фестиваль посетили около 300 тысяч человек.
Более 3000 материалов вышло в СМИ в дни фестиваля, среди них и прямые включения из ТВ- и радиостудий, расположенных на площади.
На торжественной церемонии открытия руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Михаил Сеславинский отметил, что книжный фестиваль «Красная площадь» превратил Россию в книжную страну. Около 117 тысяч наименований книг и почти 450 миллионов экземпляров – таковы результаты отечественного книгоиздания в 2018 году.
Выступившая на открытии вице-премьер российского правительства Татьяна Голикова поздравила всех гостей с Международным днем защиты детей и напомнила о важной роли детской книги: «В прошлом году в России стомиллионным тиражом было выпущено 14,5 тысяч названий детско-юношеской литературы. Это 12 процентов от всего книжного рынка России». Заместитель председателя правительства особо подчеркнула, что даже в цифровую эпоху настоящая детская книга не теряет свой актуальности.
Открывать фестиваль доверили юным талантам страны: пианистам, стипендиатам фонда «Новые имена» 16-летнему Ивану Бессонову и 8-летнему Елисею Мысину в сопровождении Российского национального молодежного симфонического оркестра. За дирижерский пульт встал маэстро Алексей Рубин.
«Главная сцена»
Безусловно, большее количество аплодисментов услышали писатели, артисты и музыканты, выступавшие на «Главной сцене» фестиваля. Крики «браво» ежедневно разносились по всей площади и, кажется, вечером еще долгим эхом звучали на близлежащих улицах.
Все звезды нашей литературы засветились на площади и не один раз.
Историк, писатель и драматург Эдвард Радзинский представил здесь новую книгу «Бабье царство». Ее героини – Софья Алексеевна, Екатерина I, Анна Иоановна, Анна Леопольдовна, Елизавета Петровна и Екатерина II – правили страной в конце XVII и почти весь XVIII век. Писать «Бабье царство», по авторскому признанию, было интересно: ведь каждая из героинь заслуживает отдельной «эпопеи».
Писатель и журналист Дмитрий Быков прочел лекцию «Фазиль Искандер. Юмор заглянувшего в бездну». Слушатели узнали о пяти автоописаниях народа, созданных советскими писателями: «Пикник на обочине» Стругацких, где описана зона, которую посетил Бог; «Дом на набережной» Трифонова — история дома для строителей коммунизма, который заселили мещане; «Остров Крым» Аксенова, в котором интеллигенция мечтает о слиянии с народом, а когда оно происходит, народ эту интеллигенцию поглощает; «Факультет ненужных вещей» Домбровского, роман о судьбе интеллигента в эпоху сталинских репрессий; и, наконец, «Сандро из Чегема» самого Искандера.
Public Talk писателей Алексея Иванова и Андрея Рубанова с литературным критиком Кларисой Пульсон «Фантастическая реальность или реальность фантастики?..» стал настоящим праздником для ценителей интеллектуальной литературы и живой дискуссии. Андрей Рубанов признался: «Мне нравится фантазировать. Свобода — это главное. Писать то, что я хочу, очень важно для меня». В свою очередь Алексей Иванов рассказал, как пришла идея романа «Пищеблок»: «Ниоткуда. Она витала в воздухе. Есть такое понятие «Впзр» — великий писатель земли русской, такой писатель «окучивает» страдания русского народа, но есть и другой тип — буржуазные писатели. Меня напрягала идеология, я о ней и написал».
С публичными чтениями на фестивале выступил музыкант, основатель и лидер группы «Ва-Банкъ» Александр Ф. Скляр. Вместе с писателем, лауреатом премий «Большая книга» и «Ясная поляна» Евгением Водолазкиным они обсудили скрещения музыки и литературы. Именно об этом книга Водолазкина «Брисбен», в ней — история человека, шестым чувством которого стала музыка.
Здесь же Сергей Лукьяненко рассказал о новом романе «Порог». По словам автора, он родился буквально за несколько месяцев и положил начало целой космоопере – вторая книга уже в работе.
На выступлении писателя, драматурга, актёра и театрального режиссера Евгения Гришковца был заполнен весь зрительный зал «Главной сцены». Поводом для встречи стало переиздание бэк-каталога художественных произведений автора.
Запросто пообщаться с Владимиром Познером и получить его автограф сразу после презентации книги «Немецкая тетрадь. Субъективный взгляд»? На «Красной площади» возможно все.
На презентации книги Дарьи Златопольской «Важные вещи. Диалоги о любви, успехе, свободе» телеведущий Вадим Верник рассказал о том, как культура помогает установить диалог между представителями разных поколений.
Эскиз спектакля по новой документальной повести «Семь женщин Есенина» на «Главной сцене» фестиваля представили Захар Прилепин, художественный руководитель МХАТа имени М. Горького Эдуард Бояков и актрисы театра. Постановка готовится в рамках цикла спектаклей и событий по современной русской прозе и поэзии, объединённых названием «Русское».
Любопытной частью программы стал рождественский «Вертеп», написанный современным классиком, композитором-минималистом Павлом Кармановым. В Год театра это выступление, совместившее в себе черты аутентичного фольклора, элементы рок-музыки и костюмированный перформанс, напомнило, с чего начинался русский театр, — с народной драмы, с мистериальных представлений, иллюстрирующих сюжеты из Заветов, с ярмарочного вертепа, наивного театра на площади.
Гости фестиваля с удовольствием подпевали молодым артистам московского театра «Современник», которые представили музыкально-поэтический спектакль «Шагает солнце по бульварам», исполнив песни Булата Окуджавы и Владимира Высоцкого, Микаэла Таривердиева и Давида Тухманова, Арно Бабаджаняна и Андрея Петрова. Кто-то засматривался историческими кадрами на экране, а кто-то непринужденно танцевал в лаунж-зоне.
При переполненных трибунах стихи о детстве Веры Павловой под музыку «Детского альбома» Чайковского исполнила актриса театра и кино Ингеборга Дапкунайте. Аккомпанировал ей заслуженный артист России, пианист Алексей Гориболь. Ингеборга призналась, что у нее возникло ощущение, будто она читает стихи на стадионе.
МХТ им. Чехова вновь подарил гостям фестиваля чудесный вечер из цикла «Круг чтения», идеолог и режиссёр которых — заслуженная артистка России Марина Брусникина, под названием «Хочется лёгкого, светлого, нежного…». В исполнении Ирины Мирошниченко, Евгения Киндинова, Алексея Кравченко и других артистов театра прозвучали стихи Давида Самойлова, Андрея Вознесенского, Эльдара Рязанова, Бориса Рыжего, Тимура Кибирова, Дмитрия Быкова, Анны Анистратенко, Анны Русс и даже Монеточки.
Бурные аплодисменты заслужила музыкант и поэт Диана Арбенина, которая читала отрывки из своего поэтического сборника «Бег», прозу из книги «Тильда», стихи Бродского и вопреки обещаниям все же исполнила несколько песен. «Я очень люблю русский язык. Где бы я ни оказалась и что бы я ни делала, я всегда буду говорить на русском языке, – заявила Диана Арбенина. – А еще я очень люблю настоящую книгу. Может быть, это не модно и не современно, но бумажную книгу я ни на что не променяю». Выступление Арбениной поддержали и ее дети – Марта и Артем, также прочитавшие стихи со сцены.
Пианист Иван Рудин и актриса МХТ им. Чехова Дарья Мороз представили слушателям новую программу, в которой каждый из двенадцати месяцев знаменитого цикла Петра Чайковского «Времена года» сопровождались текстами русских авторов разных эпох — от Александра Пушкина до Михаила Зощенко.
Литературно-музыкальную композицию «Тургенев. Метафизика любви» исполнили Сати Спивакова и Владимир Кошевой.
Очень современно и дерзко прозвучало музыкально-поэтическое посвящение Дмитрия Брусникина Александру Галичу в исполнении актеров театра «Практика». Перформанс, который в оригинале играется в залах библиотеки СТД, наполненный кавер-версиями песен опального барда, написанными специально для спектакля композитором Дмитрием Шугайкиным, стал ярким завершением одного из дней фестиваля.
Фельетон о процветании Чичикова в нэпмановской Москве «Булгаков. Гоголь. Чичиков». (Похождения Чичикова)» прочел Игорь Яцко, а скрипачка Елена Ревич виртуозно дополнила текст музыкой Шнитке и Шостаковича.
В «Пионерских чтениях» на главной площади страны приняли участие главный редактор журнала «Русский пионер» Андрей Колесников, писатели Дмитрий Быков, Виктор Ерофеев, карикатурист Андрей Бильжо, режиссер Борис Грачевский, главный редактор телеканала RT Маргарита Симоньян, журналистка Софико Шеварднадзе.
Строки Гумилева, Блока, Мандельштама, Пастернака, Бродского, Самойлова, Кушнера, Рыжего, Пригова прозвучали в восхитительном исполнении Ирины Пеговой, Даниила Страхова и Сергея Шнырёва под музыку Алексея Айги и его Ансамбля «4:33».
Символичным стал концерт памяти Андрея Дементьева «Всё — от крика до тишины», прошедший ровно в то же время, как и год назад, когда перед зрителями, собравшимися на Красной площади, в последний, как выяснилось, раз выступил сам Андрей Дмитриевич. И вновь на площади перед «Главной сценой» был аншлаг.
Стихи Ахмадулиной и Евтушенко, Вознесенского и Рождественского, Шпаликова и Холина исполнили актеры театра Et Cetera. Государственный Театр Наций подарил зрителям моноспектакль Дмитрия Сердюка «Ахматова. Свидетель». Московский театр «Школа современной пьесы» напомнил о юбиляре этого года – Николае Васильевиче Гоголе – и сыграл спектакль «Шинель/Пальто».
Народный артист России, актер МХТ им. Чехова Дмитрий Назаров исполнил на фестивале свою чтецкую программу «Коллекция», состоящую из текстов Пушкина, Блока, Саши Чёрного, Кедрина и Шукшина.
Писатель Павел Басинский на время вновь стал «диктатором» – провел работу над ошибками «Тотального диктанта» 2019 года, а затем все желающие еще раз проверили свою грамотность.
Профессор, кристаллограф, химик, физик, один из самых цитируемых ученых России Артем Оганов, которого Forbes включил в список десяти самых влиятельных ученых, прочел на «Красной площади» лекцию о строении планет.
Здесь же объявили имена победителей первого сезона Всероссийского литературного конкурса «Класс!». Ими стали София Янис (Пермь), Елена Шерле (Санкт-Петербург), Любовь Мартенсон (Москва), Елизавета Натальина (Санкт-Петербург), Екатерина Рыбакова (Москва). Специальный приз – поездку на XIX Форум молодых писателей России, стран СНГ и зарубежья, который пройдёт с 15 по 21 сентября 2019 года в Ульяновске, – из рук президента Фонда социально-экономических и интеллектуальных программ Сергея Филатова получила Елизавета Натальина.
Наградили и суперфиналистов Международного конкурса юных чтецов «Живая классика». В этом году по результатам суперфинала победителями стали четыре конкурсанта. Третье место разделили между собой Рамазан Билалмагомедов и Георгий Антонов из Республики Коми. Второе место занял участник из Карелии Матвей Михайлов, а золото – у конкурсанта из Красноярского края Михаила Гудкова.
Кульминацией литературного праздника стало 6 июня.
Днем здесь зажглись новые звезды отечественной литературы – премия «Лицей» имени Александра Пушкина назвала имена лауреатов этого года. В прозе ими стали: 1-е место Павел Пономарёв, «Мышиные песни», 2-е место Никита Немцев, «Ни ума, ни фантазии», 3-е место Анастасия Разумова, «Дрожащий мост». В поэзии: 1-е место Оксана Васякина, «Когда мы жили в Сибири», 2-е место Александра Шалашова, «Предприятие связи», 3-е место Антон Азаренков.
В день рождения Александра Сергеевича Пушкина, когда солнце с небес палило так, что, казалось, площадь должна была опустеть, на сцену вышла легендарная актриса БДТ имени Г.А. Товстоногова Светлана Крючкова. Вся Красная площадь, замерев, слушала «Пинежское сказание о дуэли и смерти Пушкина». А после – взорвалась аплодисментами, и, несмотря на зной, зрители еще долго не отпускали актрису.
Вслед за ней на «Главную сцену» поднялся Юрий Стоянов, который прочитал повесть Пушкина «Метель». И действительно, показалось, что жара спала, стало чуть прохладнее.
Завершился пятый, юбилейный книжный фестиваль «Красная площадь» выступлением артистов Музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко и их музыкально-литературной программой по произведениям Александра Сергеевича – «Пушкин-гала».
«Детская и учебная литература»
Детская площадка фестиваля занимала четверть Красной площади, потому как это одновременно и игровая комната, и территория серьезных презентаций и выступлений. Сидя на мягких пуфиках, рисуя героев сказок, отвечая на вопросы викторин, мальчишки и девчонки встречались здесь с известными писателями, поэтами и иллюстраторами.
Лауреат премии Правительства России в области культуры и премии Х.К. Андерсена художник Игорь Олейников представил новую книгу нидерландского сказочника Тоона Теллегена «Неужели никто не рассердится». «У Теллегена очень тонкие и прозрачные тексты, поэтому здесь не нужны громоздкие, четкие иллюстрации, и я нарисовал легкие картинки, скорее наброски», – рассказал мастер о своей работе.
Поэт Анастасия Орлова выступила в не совсем привычной для себя роли, представив книгу «Ярославль. Истории для детей». Анастасия рассказала, что в Ярославле она живет всего 10 лет, поэтому в ходе работы сама узнала много нового и интересного. А заодно доказала всем, что краеведение может и должно быть увлекательным.
Сайт «Хочу читать» представил на фестивале амбициозный проект – коллективный роман-буриме для подростков «#12 Война и мир в отдельно взятой школе». На смелый эксперимент решились 24 детских и взрослых писателя и 24 художника. «Застрельщик», автор первой главы Денис Драгунский честно признался, что его вдохновил один очень известный роман. Думаем, из названия книги вы уже догадались, какой именно. «Мне интересно писать для подростков, потому что подростки – тоже люди», – объяснил он свое участие в проекте. Собравшиеся на встрече подростки поддержали это заявление аплодисментами.
Михаил Визель презентовал свой новый переводческий труд – книгу «Театр Джанни Родари». В этом сборнике собраны девять пьес известнейшего итальянского писателя: семь в легкой прозе, две — в летучих стихах.
Новый проект Российской государственной детской библиотеки «#История.Like» оказался настолько удачным, что стал основой для нового Всероссийского конкурса видеоблогов для подростков. О старте конкурса объявили председатель Оргкомитета по поддержке литературы, книгоиздания и чтения в Российской Федерации Сергей Нарышкин и директор Российской государственной детской библиотеки Мария Веденяпина.
250-летие Ивана Андреевича Крылова отметили большим литературным квестом по Красной площади от Российской государственной детской библиотеки и презентацией проекта «Читаем Крылова» от портала «ГодЛитературы.РФ».
Генеральный директор издательской группы «РИПОЛ классик» и издательства «Живая классика» Сергей Макаренков рассказал, как проекту «Всероссийская школьная летопись» удалось объединить более 2000 школьных классов по всей стране. «Мы не ставим перед собой цель выбрать лучшее художественное произведение. Нам важна командная работа, когда ребята дружно, искренне и весело сочиняют книгу своего класса», – подчеркнул он.
Писатель Анна Старобинец пришла на фестиваль со своим «Зверским детективом». Полицейские Барсук Старший и Барсукот так полюбились ребятам, что Анна Старобинец пообещала уже этой зимой выпустить продолжение истории.
Что такое ОБЭРИУ, рассказали совладелец книжного магазина «Маршак» Сергей Карпов и главный редактор издательства «Клаудберри» Мария-Анна Гущина. В новый сборник «ОБЭРИУ» вошли детские стихи Хармса, Введенского и компании, которые можно не только читать, но и начитывать под музыку. Издатели уверены, что интересно будет и детям, и взрослым.
На Детской сцене книжного фестиваля самым ярким и одновременно драматичным событием стал финал Москвы и Московской области Чемпионата по чтению вслух среди старшеклассников «Страница 19». Восемь финалистов сделали все, чтобы покорить строгое жюри своим чтением с листа, но повезло только выпускнице зеленоградской школы N 1528 Татьяне Воробейчик. Она и представит столицу на Всероссийском финале Чемпионата, который пройдёт в июле на сцене учебного театра Школы-студии МХАТ.
А писатель Андрей Усачев напомнил всем, что 6 июня мы отмечаем не только день рождения Александра Сергеевича Пушкина, но и День русского языка. Великий и могучий, он полон загадок и смысловых головоломок, разгадать которые бывает непросто. Но все возможно, если у вас в руках книга Андрея Усачева «Великий и могучий русский язык».
Площадка «Музейная линия»
В этом году свои книги и альбомы здесь представили 13 музеев: Государственный Русский музей, Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль», Государственный музей искусства народов Востока, Государственный центральный музей театральной культуры им. А.А. Бахрушина, Государственный Эрмитаж, Еврейский музей и центр толерантности, Институт русского реалистического искусства, Мультимедиа Арт Музей/Московский Дом фотографии, Музей современного искусства «Гараж», Международный культурный фонд «Бреус Фондэйшн» и Фонд IN ARTIBUS.
В рамках площадки «Музейная линия» в демонстрационном зале ГУМа кандидат искусствоведения Кирилл Светляков представил первую русскоязычную монографию о создателях соц-арта, нового направления в искусстве семидесятых, художниках Виталии Комаре и Александре Меламиде. С дуэтом Комар–Меламид автор работал и лично, и по переписке.
«Когда работаешь с ныне живущими художниками, возникают определенные сложности, – рассказал он о работе над книгой. – В искусстве много иррационального, и часто даже самих художников бесполезно спрашивать о том, что их вдохновило или натолкнуло на то или иное решение. Не годится тут и исторический подход, который используют при рассказе о мастерах прошлого… Это разные характеры, разные взгляды, зачастую противоречащие друг другу, и мне приходилось сводить разные версии и видения искусства, – признается автор. – Виталий Комар «строит», Александр Меламид «ломает», Комар работает в сфере фигуративного искусства, Меламид – абстрактного».
Здесь же состоялась презентация двухтомника мемуаров Сергея Эйзенштейна, в которой приняли участие крупнейший специалист по кинематографу Эйзенштейна Наум Клейман, куратор издательской группы музея «Гараж» Ольга Дубицкая и художник книги Анастасия Орлова. Наум Ихильевич рассказал об удивительной издательской судьбе мемуаров, с которых после смерти Сталина и началась реабилитация и канонизация режиссерского наследия. Эти воспоминания проливают свет не только на биографические обстоятельства жизни Эйзенштейна, но и на любовные переживания и психоаналитическую рефлексию, столь важную и для его кинематографа.
В лекционной программе «Музейной линии» можно было познакомиться и с воспоминаниями Матильды и Иосифа Кшесинских, и с рассказом о «Художниках русской эмиграции в изданиях livre d'artiste» коллекционера и куратора выставочных проектов Бориса Фридмана.
Деловая программа (демонстрационный зал ГУМа)
Насыщенной получилась и деловая программа фестиваля. Заседание Организационного комитета по поддержке литературы, книгоиздания и чтения в РФ началось с небольшой экскурсии председателя Оргкомитета Сергея Нарышкина по фестивальным площадкам. «Фестиваль «Красная площадь» — значительное событие в жизни всей страны, и сейчас я, пройдя по площади, почувствовал его удивительную атмосферу. И благодарю всех, кто целый год работал, чтобы подарить любителям книги этот праздник», — отметил он.
В повестке дня заседания были заявлены несколько тем. Особое же внимание уделили детской литературе и издательским программам к 75-летию Победы.
Тему детской литературы продолжил заместитель руководителя Роспечати Владимир Григорьев. Он рассказал о поручении Оргкомитета разработать программу поддержки детско-юношеского чтения. Сейчас этот документ, над которым совместно с Роспечатью работали Российский книжный союз, Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, Русская ассоциация чтения, Российская государственная детская библиотека и другие организации, разработан. Несколько проектов уже запущены, другие – активно готовятся. Например, предстоящий в 2020 году Конгресс по детской и юношеской книге, который соберет более 1000 специалистов, авторов, художников и издателей из 70 стран мира. Также в сотрудничестве с Болонской книжной ярмаркой идет работа над созданием в России Международной детской книжной ярмарки. Готовится национальная премия в области детско-юношеской литературы, стартовал и уже подвел итоги первого сезона всероссийский литературный конкурс среди школьников «Класс!».
Здесь же объявили и о запуске долгожданного портала национальных литератур народов Российской Федерации. Директор по коммуникациям и связям с общественностью МИА «Россия сегодня» Петр Лидов-Петровский подчеркнул, что ресурс представляет 59 национальных литератур и 200 авторов нескольких десятков национальностей. Значимость портала трудно переоценить. Теперь из любой точки земного шара можно читать на русском языке литературные произведения рутульских, эскимосских, алеутских, бурятских и других авторов.
Впервые традиционный литературный обед премии «Большая книга» прошел в рамках книжного фестиваля «Красная площадь». На нем были названы имена двенадцати авторов, которые будут бороться за получение трех призов самой крупной российской литературной премии «Большая книга». Финалистами стали: Алексей Сальников, «Опосредованно»; Евгения Некрасова, «Калечина-Малечина»; Олег Лекманов, Михаил Свердлов, Илья Симановский, «Венедикт Ерофеев. Посторонний»; Ольгерд Бахаревич, «Собаки Европы»; Линор Горалик, «Все, способные дышать дыхание»; Вячеслав Ставецкий, «Жизнь А. Г.»; Гузель Яхина, «Дети мои»; Евгений Водолазкин, «Брисбен»; Григорий Служитель, «Дни Савелия»; Роман Сенчин, «Дождь в Париже»; Александр Гоноровский, «Собачий лес»; Сухбат Афлатуни, «Рай земной».
Здесь же были подведены итоги XV Всероссийского конкурса региональной и краеведческой литературы «Малая Родина».
В номинации «Мой край» лауреатом стало издательство «Пушка» (Пермь) за подготовку и выпуск сборника исторических очерков «Пермь от основания до наших дней» в двух томах. Победителем в номинации «Образ Родины» стал АРТ-холдинг «Медиарост» (Рыбинск), который подготовил пятитомное издание о Ярославском крае.
За «Увлекательное краеведение» наградили «Мастерскую детских книг» (Москва) за подготовку и выпуск книги Станислава Величко и Сергея Крюковского «Замоскворечье. Семейная книга-квест» и издательский дом «Лингва-Ф» (Москва) за подготовку и выпуск книги «Сухарева башня».
В номинации «Люди нашего края» победителем стало издательство «О-Краткое» (Киров) за подготовку и выпуск книги Геннадия Демакова «Весна, ветеринар и я. Деревенский парнишка о времени и о себе».
Лауреатом в номинации «Многонациональная Россия» стало «Чувашское книжное издательство» (Чебоксары) за подготовку и выпуск книги Юрия Ювенальева «Ювелирное искусство суваро-булгар – предков чувашей».
В рамках Деловой программы книжного фестиваля также состоялось награждения конкурса «Лучшие книги года», который уже 28 лет проводится Ассоциацией книгоиздателей России (АСКИ) при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Это самый массовый и один из самых авторитетных профессиональных издательских конкурсов. Участие в нем ежегодно принимают не менее 140-150 издательств.
Большой интерес у профессионалов отрасли вызвали две научно-практические конференции: «Инфраструктура книги и чтения в России. Проблемы дистрибуции» и «Состояние российского книгоиздания и книгораспространения. Прогноз на будущее», позволившие подробно обсудить наиболее волнующие издательское сообщество темы.
Генеральный директор Генеральной дирекции международных книжных выставок-ярмарок Андрей Гельмиза познакомил издателей с новым форматом сентябрьской ММКВЯ, а также совместно с руководителем итальянской секции IBBY, куратором Болонской ярмарки детской литературы Грацией Готти представил программу подготовки к Международному конгрессу по детской литературе IBBY-2020, который в сентябре будущего года пройдет в России. Грация Готти также рассказала о принципах формирования коллекции «1000 лучших детских книг», которую она составляет ежегодно. В этом году эта коллекция будет привезена в Москву на Московскую международную книжную выставку-ярмарку в сентябре.
Площадка «Художественная литература»
Все дни фестиваля свои книги представляли здесь главные писатели и поэты страны Дмитрий Быков, Евгений Водолазкин, Денис Драгунский, Михаил Веллер, Алексей Иванов, Дмитрий Воденников, Александра Маринина, Елена Чижова и другие.
На Public Talk «Современная литература как опора грамотности» эксперты «Тотального диктанта» представили книгу «Хрестоматия Тотального диктанта от Быкова до Яхиной». Руководитель проекта «Тотальный диктант» Ольга Ребковец рассказала: «Мы решили собрать в этом сборнике все диктанты за 9 лет, а также включить в него художественные тексты авторов, которые не издавались ранее. Этот «учебник» может быть полезен как людям, которые хотят просто познакомиться с некоторыми новыми текстами, так и тем, кто жаждет заняться „самодиктованием“».
Еще одно яркое событие площадки – презентация «Птичьего рынка» — нового сборника малой прозы, авторами которого стали Григорий Служитель, Евгений Водолазкин, Анна Матвеева, Дмитрий Воденников, Людмила Улицкая и другие. На презентации авторы рассказали, по какому принципу выбирали своих маленьких (или не очень) героев. Так, Григорий Служитель поделился историей о том, что сначала писал о медных псах на станции метро «Площадь революции», но затем решил поменять тему, и его новой героиней оказалась чайка с эмблемы МХТ им. Чехова.
Дмитрий Быков и Михаил Веллер познакомили гостей со своим совместным проектом «Битва романов», в рамках которого две команды написали два романа по сочиненному профессионалами сценарию. Какое из этих произведений окажется популярнее, «читабельнее» и тиражнее по итогам продаж — та команда и выиграет. «У моей команды получился роман с чертами антиутопии – „В начале будет мгла„», – поделился первыми сведениями об итогах «Битвы» Михаил Веллер.
Мастер детективной прозы Александра Маринина рассказала о новой книге о Насте Каменской. Дарья Донцова при полном аншлаге представила книгу «Тайна бульдога Именалия» из серии «Сказки Прекрасной Долины» и детективную новинку «Бинокль для всевидящего ока».
Историк моды и телеведущий Александр Васильев представил на «Красной площади» книгу «Фамильные ценности».
Писатель Наталья Громова, филолог Михаил Одесский, переводчик Анна Ямпольская и издатель Елена Шубина рассказали о книге Курцио Малапарте «Бал в Кремле» – скандальном романе о советской элите конца 1920-х годов.
«„Юность“ не уходит!» – public talk под таким названием провели писатель, новый главный редактор одноименного журнала Сергей Шаргунов и литературный критик, главный редактор портала «Горький» Константин Мильчин. «Мне хочется, чтобы «Юность» сохранила свои традиции, оформление. У нас есть задача – новое вино влить в старые мехи. Даже не так: в новые мехи – новое вино. Конечно, хочется чтобы журнал был поколенческим, но акцент будет сделан все-таки на молодую аудиторию», – рассказал Сергей Шаргунов.
Площадка «Москва – Литературный мегаполис»
Малая сцена
Малая сцена фестиваля в этом году преобразилась – стала мощнее, как по звуку, так и по размеру.
Об эмоциональном одиночестве и подростковом восприятии здесь рассказала автор книги «Калечина-Малечина», новоиспеченная финалистка «Большой книги» Евгения Некрасова. По словам писательницы, проанализировав отзывы в интернете, она была изумлена — оказалось, почти каждый человек, читая ее книгу, узнает в ней свою собственную историю.
Писатель, выпускник режиссерского факультета ГИТИСа и еще один финалист «Большой книги» Григорий Служитель презентовал свой литературный дебют — «Дни Савелия». Вместе с ним на сцену вышел москвовед Олег Василик. Григорий Служитель начал с того, что Москва — самый главный герой его произведения, в котором он постарался описать свои самые любимые уголки. Это и Курский вокзал, и Бауманская улица, и переулки Белого города, и набережные Яузы…
В рамках дискуссии «Что читать? Самая актуальная современная литература» эксперты и лауреаты премии «Большая книга» писатель, литературовед, председатель совета экспертов премии Михаил Бутов, писатель, участник лонг-листа премии «Большая книга» Алиса Ганиева, писатель, поэт, литературный критик, финалист нового сезона Сухбат Афлатуни обсудили, какие жанры литературы в приоритете у современных авторов, каковы тенденции читательского интереса, актуально ли деление на массовую и элитарную литературу, а также рассказали, на какие новые произведения стоит обратить внимание.
Музыкально-поэтическое чтение «Пушкин + „Евгений Онегин“» представила Елена Морозова — одна из ведущих актрис Электротеатра Станиславский. Жонглируя речевыми техниками и смыслами, она создала импровизацию, не отходя от классического текста знаменитого романа в стихах.
Здесь же состоялся концерт памяти русского поэта, музыкального и литературного критика, автора текстов легендарных песен группы «Наутилус Помпилиус» Ильи Кормильцева. Друзья, музыканты, писатели, журналисты беседовали с виртуально присутствующим на большом экране Ильей.
Мощнейший финал Чемпионат по чтению вслух на русском языке «Открой рот», куда слетелись 9 чемпионов от Владивостока до Анкары, определил главного «читчика» страны и русскоязычного зарубежья. Победителем стал Сергей Бельчиков из Кисловодска.
Библиотека
Здесь руководитель Департамента культуры города Москвы, историк Александр Кибовский представил книгу «500 неизвестных». Издание внесено в Книгу рекордов России по количеству атрибутированных портретов. К уже имеющимся методам экспертизы русской портретной живописи Александр Кибовский добавил свой — историко-предметный метод атрибуции. Используя его, автору удалось вернуть утраченные имена героям множества портретов XIX столетия. «Историко-предметный метод атрибуции основан на анализе изображений предметов быта, знаков отличий, наград», — пояснил Кибовский.
Искусствовед, сотрудник Третьяковской галереи Эльмира Жданова рассказала, почему «Русские сезоны» Дягилева до сих пор столь популярны, несмотря на то, что этих балетов, поставленных за рубежом больше века назад, никто из нас не виде