6 ноября 2019 года

В Москве открывается выставка, посвященная Зинаиде Гиппиус

Выставка «„Мне нужно то, чего нет на свете…”. Зинаида Гиппиус. К 150-летию со дня рождения» пройдет в музее Серебряного века с 8 ноября 2019 г. по 26 февраля 2020 г.

Современники Зинаиды Гиппиус называли ее «декаденткой», в советские годы ее имя лишь коротко упоминалось с негативными характеристиками, а произведения не печатались. В конце 80-х годов XX века интерес к ее творчеству возродился. В наши дни она признанный классик русской литературы.

Выставка, посвященная одной из самых известных представительниц Серебряного века, поэтессе, писательнице, драматургу, литературному критику проводится в Государственном музее истории российской литературы имени В. И. Даля впервые и представляет собой исследовательскую попытку понять, кто для нас Зинаида Гиппиус сегодня.  

Выставка в Музее Серебряного века основана на коллекции ГМИРЛИ имени В. И. Даля, связанной с творческой биографией З. Н. Гиппиус: это изобразительные материалы, оригинальная и тиражная графика, фотографии, печатные издания, рукописи.

В зрелом возрасте З. Н. Гиппиус утверждала, что ее всегда занимали не только исторические события, свидетелем которых она была, но, главным образом, люди в них: «Занимал каждый человек, его образ, его личность, (…) его сила, его падения — его путь, его жизнь». На экспозиции представлено множество образов людей, с которыми Гиппиус была дружна, близка, знакома: от старцев с «благоуханными сединами» Плещеева и Полонского, «учителя юности» Михайловского, «декадентов» Брюсова и Белого, реалистов Бунина и Горького, поэтов Блока, Есенина, а также революционеров, министров, в эмиграции ставших «обветшалыми политиками», до русских поэтов-эмигрантов. Ко всем Гиппиус предъявляла высочайшие требования, т.к. считала, что она обязана «держать знамя» русской литературы.

На выставке экспонируются портреты современников поэтессы. Один из них — портрет В. В. Розанова кисти художника И. К. Пархоменко. Художник, создавший галерею портретов известных деятелей культуры XX века, большая часть которой хранится в фондах музея, представлен на выставке также как автор портретов П. Б. Струве, А. С. Суворина, П. Д. Боборыкина. С ними Гиппиус связывали разные отношения — от знакомства до многолетних деловых связей.

 Интересны портреты В. Ф. Ходасевича, К. И. Чуковского, А. Л. Волынского, Ф. К. Сологуба работы Ю. П. Анненкова. Необычен портрет А. М. Горького художника В. И. Шухаева.

Небольшой серией работ представлены места, связанные с Гиппиус: выставка начинается показом видов городка Нежина в Черниговской губернии, где юную Зинаиду обучали приглашенные на дом студенты из «Гоголевского института» (Нежинский государственный университет имени Николая Гоголя). После переезда в Москву она успешно училась в московской частной гимназии Софьи Фишер. После замужества переехала с Д. С. Мережковским в Петербург, где адреса квартир менялись. Итальянское путешествие 1891 года — первая семейная поездка Мережковских. Неожиданная встреча в Венеции с Чеховым и Сувориным, их общение в Италии — отдельная глава на выставке.

В конце 1919 года Мережковские покинули умирающий, холодный Петроград, суженный в дневниках писательницы до пределов неотапливаемой квартиры, где было невозможно работать и не оставалось надежд на будущее. В эмиграцию, в Париж, Мережковские приехали через Варшаву, где несколько месяцев работали как публицисты, борясь против большевиков. В Польше Мережковские расстались с многолетним соратником Д. В. Философовым.

Фотографии и тиражная графика — основная по объему часть выставки: это «старцы» с  «благоуханными сединами», любимые Гиппиус А. Блок, А. Белый, Ф. Сологуб, критикуемые ею в периодике поэт К. Бальмонт, «реалисты» Л. Андреев и А. Куприн, а также писатель А. Ремизов, «парламентский заговорщик» Б. Савинков, государственный деятель А. Керенский, о котором Гиппиус, несмотря ни на что, всегда отзывалась с любовью и пониманием.

На выставке представлена часть коллекции шаржей разных художников на популярного писателя Куприна — прижизненные газетные и журнальные вырезки. Экспонируются шаржи  на современников, с которыми Гиппиус связывали сложные отношения, некоторых она не любила и не скрывала этого, негативно отзывалась о Горьком, Брюсове, Чулкове, Маяковском, Луначарском.

В книжной коллекции ГМИРЛИ хранятся многие прижизненные издания Гиппиус — от публикации первого рассказа «Злосчастная» в либеральном журнале «Вестник Европы», первого выступления в качестве критика и ранних стихотворений, написанных в непривычной тогда манере («Песня» и «Посвящение»), на страницах журнала «Северный вестник», до книг, изданных в эмиграции, в том числе в переводе на французский и с дарственными надписями современникам на русском и французском языках.

Центральные экспонаты — рукописи Гиппиус. Почерк — часть неповторимого образа поэтессы, примета ее необычного, оригинального стиля. Представлены автографы ее стихотворений разных лет; письма к А. Л. Волынскому и С. П. Ремизовой-Довгелло, жене писателя Ремизова; визитная карточка Гиппиус.

К выставке подготовлен фильм, демонстрирующий материалы из коллекции музея в сопровождении рассказов сотрудников об экспонатах, связанных как с историей предметов и их создателей, так и с творческой биографией Зинаиды Гиппиус, имя которой стало легендой.

 

Кураторы: Михаил Шапошников, Моника Орлова

Автор концепции: Моника Орлова

Художник: Евгения Ионова