28 марта 2017 года

В ИА ТАСС состоялась презентация всероссийского проекта «Народное сочинение. Уроки литературы»

24 марта в пресс-центре ИА ТАСС состоялась пресс-конференция, посвященная   проектуа «Народное сочинение. Уроки литературы», который представили Издательская группа «Эксмо-АСТ» и объединенная издательская группа «Дрофа-Вентана».

В пресс-конференции приняли участие: специальный представитель Президента Российской Федерации по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой; президент ИГ «Эксмо-АСТ» и «ДРОФА-ВЕНТАНА» Олег Новиков; заведующая отделом развития государственного музея Л.Н.Толстого, тележурналист  Фёкла Толстая; писатель Дарья Донцова; президент фонда  и Международного конкурса чтецов «Живая классика" Марина Смирнова;  учитель литературы, главный редактор журнала «Литература», председатель «Гильдии Словесников» Сергей Волков.

Этапами проекта станут проведение «Народного сочинения» в рамках БИБЛИОНОЧИ, сбор народных историй и выпуск книги «Я вырос на уроках литературы… Контакт поколений», выставка сочинений и материалов из семейного архива известных писателей и деятелей культуры.  Также все тексты участников будут отображены на интерактивной карте проекта страначитающая.рф, опубликованы на сайте www.nk.ast.ru/lessons и странавеликая.рф.

Представляя проект, Олег Новиков отметил: «Литература является одним из наиболее значимых предметов в школьном образовании, все мы посещали уроки литературы и много полезного, значимого на них для себя извлекли. Современный ученик  проводит на уроках литературы почти 2040 часов – почти 6 лет. В последнее время мы отмечаем рост востребованности литературы и видим, что современные гаджеты делают чтение модным среди молодежи. Рост интереса к чтению подтверждают цифры, указывающие на увеличение количества учеников, выбравших литературу для сдачи ЕГЭ. В 2014 году – таких было 39 000 учащихся, а в 2016 году – уже 57 000 из 276 000 всех учеников, сдающих ЕГЭ. В последнее время было много споров относительно концепции преподавания литературы в средней школе. Наша издательская группа со своей стороны готовит серию новых учебников по литературе, которые позволят повысить интерес к этому предмету… И поскольку к литературе, как к школьному предмету, есть такой высокий интерес,  мы подумали о том, что нашим писателям и не только им, есть, что рассказать, и решили реализовать проект «Народное сочинение». 

Михаил Швыдкой уверен в том, что проект имеет широкие перспективы, потому что связан с крупнейшим издательским домом. «Сегодня сам факт чтения очень важен, мы находимся в таком пограничье между логоцентричной и диджиталцентричной цивилизацией, когда люди воспринимают мир через визуальный ряд, и это системная проблема, характерная не только для России. Визуализация знания имеет немало опасных тенденций. Картинка – уже готовое знание, а слово – это то, что требует размышления. Гуманитарные науки в школе влияют на развитие индивидуальности, что  затем приводит к понимаю других предметов. Поэтому этот проект очень важный. Что касается меня, то я не вырос на уроках литературы. Но у меня была тетя, которая умело подталкивала к правильному понимаю самых затертых текстов. И если мы благодаря проекту вернем литературным текстам ценность – это будет счастье», - сказал он и добавил: «Для постсоветского пространства, для Восточной и Западной Европы, этот проект также будет очень важным и актуальным, привлечет внимание к ценности языка, на котором когда-то говорили родители тех людей, которые сегодня живут в этих странах».

Сергей Волков поделился своими впечатлениями о проекте: «У проекта очень позитивные название и содержание, я очень рад, что он появился. И очень важно, что он появился сейчас, ведь когда обсуждают вопросы чтения и нечтения, очень часто делают «крайним» учителя литературы. Нередко считается, что нет таких учителей, которые формируют интерес к чтению. Это неправда! Я возглавляю журнал, в котором мы издаем материалы об уроках литературы, я сам преподаю 25 лет в школе – и видел разные уроки литературы. И есть большое количество учителей, которые умеют создавать для ребят мир, в котором идет постоянное развитие. Мы неслучайно создали «Гильдию Словесников» – сообщество учителей, которые относятся к своему труду творчески, используют современные методы преподавания и эти люди в обществе сегодня недолюблены. И еще очень важно посмотреть на портрет учителя литературы глазами тех, кого мы учим. Может быть, этот портрет будет печальным, а может быть, и нет. Мне интересно, как учителю, что напишут люди о своих уроках литературы и мне кажется, там будет много интересных, ярких рассказов».

Дарья Донцова уверена в том, что любовь и интерес к чтению невозможно привить, если преподавать литературу в строгих рамках шаблонов и стереотипов.  «Умение писать и умение говорить – очень связанные вещи, - говорит писатель. – И я очень рада, что в школу сегодня возвращается сочинение и очень рада тому, что появился такой проект – «Народное сочинение».

Фёкла Толстая рассказала о том, что с большой радостью поддерживает проект, связанный с проведением «Народного сочинения». «Сегодня вообще довольно распространена проблема написать и сформулировать, - говорит она. – А ведь еще недавно умение формулировать свои мысли и было грамотностью, минимумом, с которого все начиналось. Сегодня в эпоху «копипаста» индивидуальное мнение человека, отличное от других, к сожалению, мало значит. И идея проекта, что у человека должно быть свое личное мнение, мне очень дорога. И тему «Я вырос на уроках литературы» стоит рассматривать как можно шире, несмотря на то, что, конечно же, нужно отдать должное учителям. Это не только про тексты, и про литературоведческую составляющую, а про жизнь в первую очередь. И это очень связано с нашей деятельностью в Музее Льва Толстого – к нам тоже приходят школьники, и для них это уроки литературы, но мы можем позволить себе делать шаги им навстречу – придумывать новые акции и форматы. И мне кажется, что должны развиваться  разные формы взаимодействия с литературой и на школьной скамье, и вне ее».

Марина Смирнова отметила, что «уроки литературы в школе – это глоток свободы, которые учат дружить, думать, чувствовать». Она уверена, что юные участники всероссийского конкурса чтецов «Живая классика» с радостью и большим энтузиазмом примут участие в проекте и поделятся своими впечатлениями от уроков литературы в школе, о любимых литературных произведениях и героях.  

Вице-президент по стратегическим коммуникациям и развитию объединенной издательской группы «ДРОФА-ВЕНТАНА», главный редактор издательского дома «Первое сентября» Артем Соловейчик также поделился своим мнением относительно проекта: «Уникальность ситуации в том, что проект реализуется учебным издательством в рамках холдинга, который издает художественную литературу – это дает самые широкие возможности для его развития. Претензии, которые сегодня есть к учебникам, мы очень серьезно воспринимаем на свой счет и стараемся следовать завету Марка Твена, что школа не должна мешать образованию. И уроки литературы не  должны мешать тому, чтобы дети любили читать. Мы запустили новые линейки учебников, которые все повернуты в сторону того, что литература – это не предмет, а жизнь. И этот проект, я в это верю, поддерживает не только литературу, но и всю школу в целом».

В ближайшее время начнется реализация акции «Народное сочинение», самые яркие тексты участников которой войдут в сборник в рамках проекта «Народная книга». «Этот проект не про бизнес, здесь нет никакой математики и показателей эффективности, - отметил Олег Новиков. –  А вот насколько он важен и востребован, мы вскоре увидим и дадим ему гуманитарные оценки – мнение общества для нас является наиболее значимым». Президент ИГ «Эксмо-АСТ» также заметил, что часть тиража книги будет передана школьным библиотекам.  Книга будет издана тиражом 10 000 экземпляров и выйдет ко Дню учителя, 5 октября 2017 года.