3 апреля 2017 года
«Сатиры смелой властелин» Д. И. Фонвизин – в раритетах Президентской библиотеки
3 апреля (14 апреля – по новому стилю) 2017 года исполняется 272 года со дня рождения писателя, создателя русской бытовой комедии Дениса Ивановича Фонвизина. Электронный фонд Президентской библиотеки не только сохраняет его творческое наследие, но и знакомит читателей с биографическими работами, литературными исследованиями и критическими статьями разных лет, посвященными литератору.
Род Фонвизиных берет начало от барона Петра фон Визена, попавшего в плен в период Ливонской войны во времена Ивана Грозного и осевшего в России. «Внук этого Петра фон Визена, при царе Алексее Михайловиче, принял православие, и с той поры фон Визены сделались настоящими русскими людьми. Они даже фамилию свою стали писать не на немецкий лад, т. е. отдельно фон и отдельно Визен, а на русский, слитно: Фонвизин. К этому следует еще добавить, что Фонвизины были по своему времени люди образованные, отличались большою честностью и добрыми семейными нравами», – рассказывает историю семьи раритетное издание 1900 года «Денис Иванович Фонвизин», представленное на портале Президентской библиотеки.
Будущий писатель родился в 1745 году в Москве. «Уже четырех лет мальчик умел читать, причем отец следил, чтобы смысл прочитанного всегда был ясен ребенку: он останавливал его на тех словах, которые, казалось ему, непонятны маленькому мальчику, и объяснял их значение. Образование Дениса Ивановича, как видим, было на первых же порах поставлено правильно и толково», – подчеркивает автор вышеуказанной работы, скрывающийся под псевдонимом К. П. М.
Действительно, образованию мальчика уделялось большое внимание: когда в 1755 году был основан Московский университет, отец немедленно отдал его в университетскую гимназию, после Дениса зачислили в студенты. Окончив курс через три года, Фонвизин, согласно традициям того времени, поступил на военную службу, но вскоре покинул ее и был принят в «„иностранную коллегию“, где ему поручались переводы бумаг самого высокого содержания». С этого момента начинается его жизнь в Петербурге, где он входит в литературные круги, где и расцветает его талант.
Писатель Д. И. Фонвизин стал широко известен благодаря своей первой комедии «Бригадир», послушать которую в исполнении автора пожелала сама Екатерина II. В фонде Президентской библиотеки хранится оцифрованная книга 1892 года «Фон-Визин: Его жизнь и лит. деятельность». В ней находим такой отзыв о творении молодого литератора: «В „Бригадире“ Фон-Визин, благодаря своей наблюдательности, живому уму и сатирическому таланту, сумел ярче выставить на сцену и одарить жизнью те самые типы, которые были уже подмечены раньше, даже очерчены довольно подробно некоторыми из его предшественников. Эти типы, так сказать, уже давно носились в нашей литературной сфере и как бы ожидали только искусного пера, которое бы сумело их изобразить рельефно».
Но настоящий триумф Фонвизину принесла другая комедия – «Недоросль», навсегда вписавшая имя писателя в историю отечественной литературы. «Публика „аплодировала эту пьесу метанием кошельков с деньгами“ на сцену. Говорят, Потемкин сказал Фонвизину при этом случае: „Умри, Денис, или больше ничего не пиши“», свидетельствует краткий биографический очерк в книге «Сочинения Д. И. Фонвизина: Полное собрание оригинальных произведений». С электронной копией издания 1902 года можно ознакомиться в открытом доступе на портале Президентской библиотеки.
Чем можно объяснить успех этого произведения? «В сатирических писаниях Фонвизина ярко проступают две свойственные ему как писателю черты: дар „смеяться вместе весело и ядовито“ (Белинский) – огромный талант юмориста-сатирика – и замечательная наблюдательность художника-реалиста, умеющего схватить типические стороны действительности и сообщить своим впечатлениям большую художественную выразительность», – пишет Д. Д. Благой в книге «Д. И. Фонвизин» 1945 года, доступной в электронном читальном зале Президентской библиотеки. Автор также цитирует писателя: «Сам Фонвизин рассказывает, что он обладал способностью „принимать на себя лицо и говорить голосом весьма многих людей“: „Передразнивал я покойного Сумарокова, могу сказать, мастерски и говорил не только его голосом, но и его умом, так что он бы сам не мог сказать другого, как то, что я говорил его голосом“».
По воспоминаниям современников, которые приводит издание «Денис Иванович Фонвизин», несдержанного и при этом острого на язык сатирика, между тем, любили в обществе: «Жаловаться и унывать вообще было не в его характере, чрезвычайно живом, беззаботном и веселом. Фонвизина всюду встречали с распростертыми объятиями, всюду он являлся желанным гостем».
Таким он оставался до последних дней. Свидетельство этому можно найти в уже упомянутой работе Д. Д. Благого, который ссылается на слова поэта И. И. Дмитриева, встречавшегося с тяжело больным писателем за несколько часов до его смерти: «Он вступил в кабинет Державина, поддерживаемый двумя молодыми офицерами… Уже он не мог владеть одною рукою, равно и одна нога одеревянела… Говорил с крайним усилием и каждое слово произносил голосом охриплым и диким; но большие глаза его быстро сверкали». В одиннадцать часов вечера Фонвизин ухал домой, а на следующее утро, 12 декабря 1792 года, его не стало. Писатель был похоронен в Петербурге на кладбище Александро-Невской Лавры.