27 ноября 2017 года

Поэт Александр Блок – в уникальных материалах из фонда Президентской библиотеки

28 ноября 2017 года исполняется 137 лет со дня рождения Александра Александровича Блока – поэта-классика, драматурга, литературного критика, крупнейшего представителя русского символизма. Президентская библиотека хранит в своем электронном фонде не только оцифрованные копии прижизненных изданий писателя, но и научные работы, видеолекции, посвящённые его творчеству, а также издания с воспоминаниями о нём.

 

Одна из таких книг – «А. А. Блок в воспоминаниях современников и его письмах» 1924 года – рисует читателю многогранный портрет поэта.

 

Книга открывается вступительной заметкой, которая сообщает нам подробности его биографии: «Александр Александрович Блок родился 16 ноября ст. стиля 1880 г. в Петербурге, в квартире своего деда А. Н. Бекетова, ректора Петербургского университета „в его лучшие классические годы“». На этих страницах про себя рассказывает и сам писатель: «Вся обстановка жизни в семье матери «способствовала развитию моей любви к слову.Первым вдохновителем моим, имевшим власть надо мной, был Жуковский; через него впервые узнал я дух немецкой романтики. С раннего детства я помню наплывавшие на меня лирические волны».

 

О начале своего поэтического творчества Блок сообщает следующее: «Сочинять я стал чуть ли не с пяти лет. Гораздо позже мы с двоюродными и троюродными братьями основали журнал „Вестник“, в одном экземпляре; где я был редактором и деятельным сотрудником три года».

 

«Серьезное писание» началось, когда Блоку было около 18 лет, – лирические стихи. В 1900 году впервые он отнёс стихотворение «Гамаюн – птица вещая» в редакцию журнала «Мир Божий», но там его не приняли. В 1904 году у поэта вышел первый сборник «Стихи о Прекрасной Даме», и к этому моменту его творческий багаж насчитывал до 800 стихотворений, «не считая отроческих».

 

Между тем, читатели впервые ознакомились с творчеством поэта в 1903 году – стихи напечатал журнал «Новый путь». Одной из целей этого издания было дать «хоть какой-нибудь простор новым литературным силам, уже достаточно обозначавшимся и внутренне окрепшим, но ещё не имевшим своего „места“ в печати». Издатель и писатель Пётр Перцов поделился своим впечатлением от первого знакомства со стихами Блока: «Эта минута на осенней террасе, на даче в Луге, запомнилась навсегда. „Послушайте, это гораздо больше, чем недурно: это, кажется, настоящий поэт“, – я сказал что-то в этом роде».

 

Талант молодого поэта публика оценила по достоинству далеко не сразу, и снова обратимся к воспоминаниям П. Перцова: «Какое было впечатление от появления первых стихов Блока? Разумеется, как и следовало ожидать, впечатление едва ли не самого „курьёзного“ из курьёзов курьёзнейшего журнала… Стихи Блока ведь ещё несколько лет потом пугали газетных ценителей – так же, как после 1907 года стали умилять их». В том же году Блока напечатали в «Литературно-художественном сборнике», в который вошли стихотворения студентов Санкт-Петербургского университета. Электронная копия этого редкого издания сегодня хранится в фонде Президентской библиотеки.

 

Александр Блок покорил публику не только своими талантливыми произведениями, современники отмечали манеру и воздействие его голоса на слушателя, когда поэт читал свои стихи. Сосед по студенческой скамье и начинающий писатель Сергей Городецкий вспоминал: «Я услышал Блока в литературном кружке… Ничего не понял, но был сразу и навсегда, как все, очарован внутренней музыкой блоковского чтения, уже тогда имевшего все свои характерные чертыКто слышал Блока, тому нельзя слышать его стихи в другом чтении». Поэт Вильгельм Зоргенфрей объясняет: «Простота – отличительное свойство этого чтения. Простота – в полном отсутствии каких бы то ни было жестов, игры лица, повышений и понижений тона. И простота – как явственный звуковой итог бесконечно сложной, бездонно-глубокой жизни; тут же, в процессе чтения стихов, созидаемой и утверждающейся. Ни декламации, ни поэтичности, ни ударного пафоса отдельных слов и движений. Ничего условно-актёрского, эстрадного. Каждое слово, каждый звук окрашены только изнутри, из глубины наново переживающей души. В тесном дружеском кругу, в случайном собрании поэтов, с эстрады концертного зала читал Блок одинаково, просто и внятно обращаясь к каждому из слушателей – и всех очаровывая». 

 

Со страниц книги «А. А. Блок в воспоминаниях современников и его письмах» смотрит на нас поэт, каким его видели окружающие: «высокий, статный юноша, с вьющимися белокурыми волосами, с крупными, твёрдыми чертами лица и с каким-то странным налётом старообразности на всё-таки красивом лице. Было в нем что-то отдалённо байроническое, хотя он нисколько не рисовалсяСветлые, выпуклые глаза смотрели уверенно и мудро… Синий студенческий воротник подчёркивал эту вне-временную мудрость и странно ограничивал её преждевременные права».

 

В издании собрано немало другой бесценной информации об Александре Блоке, в том числе и некоторые его письма, через которые читатель может глубже понять поэта, почувствовать его настроение в тот или иной период жизни: «…Я чувствую себя очень окрепшим физически (и соответственно нравственно), и потому у меня много планов, пока неопределённыхЯ определённо хочу жить и вижу впереди много простых, хороших и увлекательных возможностей – притом в том, в чём прежде их не видел», – писал Блок матери в феврале 1911 года.   

 

К сожалению, судьба отмерила поэту недолгую жизнь – он скончался от тяжёлой болезни 7 августа 1921 года: «В то время, когда его бездыханное тело опустилось на подушки, раздались торжественные и отчётливые звуки благовеста, призывавшего к обедне»…