12 марта 2017 года

На портале Президентской библиотеки представлена коллекция «Русская литература: современные исследования»

Президентская библиотека представила масштабную подборку авторефератов диссертаций «Русская литература: современные исследования» о русской литературе разных периодов от древности до наших дней. В представленных исследованиях рассматриваются литературные произведения, а также стилистическое и тематическое своеобразие творчества российских писателей, их роль и место в литературном процессе.

Раздел «Древнерусская литература. Русская литература XVIII в.» включает в себя работы, в разных аспектах исследующие произведения XI–XVII веков. Сюда вошли исторические тексты - летописные повести и летописи – их под разным углом изучают  современные исследователи.

В разделе «Русская литература XIX в.» обращают на себя внимание авторефераты диссертаций «Внутренний человек в русской и французской традиции» О. Е. Незовибатько, «Поэтика визуальной образности в романном мире Ф. М. Достоевского» С. А. Животягиной, «Современник» А. С. Пушкина как единый текст» Т. Б. Фрик и другие, не менее интересные исследования. В этом разделе есть также великолепный рисунок Елены Шипицовой «Пушкин и Гоголь». Современная художница широко известна своими иллюстрациями к произведениям А. С. Пушкина. Ее работы выполнены пером и тушью, без предварительных набросков. Художница является хранительницей редкой в наши дни графической манеры рисунка, характерной для ХIХ века.

В разделе «Русская литература конца XIX – начала XXI вв.» рассматривается не только широкий спектр литературных проблем указанного периода, стилевые особенности творческой палитры отдельных авторов, но и мировоззренческие аспекты личности творца и их интерпретации в зависимости от исторического периода. В этом смысле колоссальный интерес представляет работа Т. Ф. Аржаных «Н. В. Гоголь и русская интеллигенция 1830–1850-х годов», во многом открывающая нам заново «хрестоматийного» Гоголя, представляющая его как самобытного русского философа, имеющего свою твердую позицию по поводу того, как нам обустроить Россию.

Одни исследователи, пишет Татьяна Аржаных, оценивали его как мыслителя, стоявшего «ниже передовых людей своего времени», другие, напротив, признавали его творчество «знаменательнейшим моментом в истории русского самосознания». В советские времена восторжествовал «государственный стандарт» великого русского сатирика, бичующего общественные недостатки. Однако, по мнению ряда ученых, и прежде всего И. П. Золотусского, «переписка  была не горьким и тяжелым заблуждением писателя, выражением его слабости как мыслителя и человека, а, наоборот, важной вехой на пути русского самосознания. В этой книге Гоголь порицал равно западников и славянофилов, потому что они выглядели замкнутыми интеллектуальными сообществами, «окутанными философско-мистическим флером и покрытыми декоративным глянцем европейского лоска». Гоголь в указанном произведении выступил с программой «общественного добротолюбия» и широкого приобщения каждого человека к гражданской работе. Модель развития России на основе ценностей православной культуры противоречила реформаторским замыслам радикалов.

Идея личного совершенствования не предписывала, в представлении писателя, каких-либо изменений социальной жизни. Писатель предлагал «оздоровить душу путем медленного перевоспитания». Только нравственная идея, по Н. В. Гоголю, улучшает общество и общественные отношения: «Лучше несколько раз смутиться от того, что внутри нас, нежели от того, что вне и вокруг нас». Он существенно расходился и с либералами, и с радикалами в культурно-духовных ориентирах.

В постсоветский период происходит «реабилитация» религиозно-нравственных воззрений Гоголя, что отмечено в автореферате диссертации Аржаных.

Новая «литературная» коллекция Президентской библиотеки дает возможность с помощью науки глубже изучить литературное наследие, уточнить и пересмотреть некоторые свои прежние взгляды на творчество того или иного писателя, обозначить и осмыслить текущий литературный мейнстрим.