24 апреля 2020 года

Конкурс рецензий. Рецензия Ольги Шатохиной

Эта книга - как разноцветный гобелен, в котором множество жизненных узоров, и читая, разворачивая их, вы порой находите неожиданное, то, что удивительно сильно отзывается в душе. В тексте нет модных эмоциональных зацепок, сконструированных по стереотипным лекалам. Наоборот, очень неторопливое, неспешное - до настоящего еще есть время! - повествование, которое неизбежно делает читателя соучастником событий.

Удивительно органично пересечение двух планов повествования. Тонкого, выведенного даже не акварельными переливами, а едва заметными по отдельности точками, сотканного из ассоциаций, воспоминаний и впечатлений. И грубо реалистичного, устрашающего, даже не документального, а монументального. Как дошедшие до наших дней руины военного времени. Следы снарядных осколков на, казалось бы, вечных каменных колоннах…

Начинается всё будто в безвременье – что за дверь?.. Куда пришел рассказчик, почему он так необычно воспринимает окружающих людей? «Никогда раньше не встречался ни с одним из них, но, непостижимо, они мне знакомы. Проведя столько нескончаемо-длительных дней в тесноте их последнего жизненного сообщества, не понимая и не принимая друг друга, они с радостью признаю́т меня». Или эти люди таковы, что кроме зыбкой памяти у них нет ничего реального, да и кто разберет, где там грань между реальностью и грезами.

А потом мы все проваливаемся в другую эпоху, где времени нет. Само по себе оно, конечно, и там есть. Сменяют друг друга день и ночь, тикают вокзальные часы. Но для множества людей его нет, отпущенные судьбой надежды стремительно тают. Потому что следом за ними по разбитым и пыльным дорогам стремительно движется война.

Это лето 1941 года… Юная девушка Даша с младшим братом-подростком идет в толпе беженцев, надеясь добраться до железной дороги и уехать в безопасную даль. Надеяться не на кого. «В первый день войны родители Даши и Ромы – ее тринадцатилетнего брата – были в отъезде где-то вблизи западной границы, что по понятиям тех дней означало «оккупированная территория», что в свою очередь исключало всякие иллюзии касательно их судьбы. Даша решилась двигаться в Баку, где, по ее сведениям, жила двоюродная сестра отца, с которой она никогда не встречалась».

Надо только раздобыть какое-то пропитание, вот хотя бы яблоки из ближайшего сада. Даша оставит братишку, наказав не сходить с места. И вдруг – самолеты, бомбы, грохот разрывов и черная пыль. И тщетная надежда, что брат не послушался, не ждал Дашу именно там, где теперь земля перемешана с кровью… Дальше ее ждет путь в одиночестве, не только в эвакуацию, но и по жизненной стезе. С отчаянными муками совести – не уберегла!.. И не просто насыщенная эмоциональная составляющая, а женское начало проявляется с особой силой, порой до мистического накала.

Она будет рассказывать сыну историю своего пути, раз за разом повторяя подробности. «В первых сценах той истории она, семнадцатилетняя, на четыре года взрослее меня, была моей старшей сестрой, сильной, бесстрашной, умудренной опытом. С каждым годом разница сокращалась, пока окончательно не стерлась. И это уже не она, а я выживал в Вагоне. С того момента, когда я перерос ее, она начала превращаться в одинокую, напуганную, беззащитную девочку».

Личная реальность подробно изложена и оформлена насыщенным самобытным языком. В нем есть и душевность - люди и неформальные отношения между людьми были другими в те времена - и часть проступающей казенной реальности со своим словонеизяществом и неживыми формулировками. Роман хорош именно тем, что это не история прошлого, а живой рассказ о том, как прошлое - часто даже неожиданно - вмешивается в современную жизнь и в многом определяет её.

 

Ольга Шатохина