29 сентября 2016 года

Государственный литературный музей. Выставочный проект «Квартирный вопрос»

Выставка «Квартирный вопрос» посвящена литературному быту и творчеству русских писателей советского периода. Уже с начала 1920-х годов произошли коренные изменения в отношениях государства и писателей – началось так называемое «огосударствление» литературы. Этот процесс был завершен в середине 1930-х годов, когда после Первого съезда советских писателей литературная профессия обрела официальный государственный статус. Возникла своеобразная субкультура, сообщество «советских писателей», кардинальные изменения произошли не только в издательской сфере, в области цензуры, но и самих бытовых условиях жизни и творчества литераторов. Именно особенностям повседневной жизни писателей посвящена выставка, авторы стремятся установить связь между параметрами быта и устоями творческого бытия. 

Границы корпорации советских писателей не были установлены раз и навсегда, неоднократно подвергались пересмотру. Из числа официально признанных властью литераторов немедленно вычеркивались те, чьи произведения шли вразрез с канонами соцреализма, а также литераторы, подвергшиеся репрессиям либо покинувшие пределы страны. Выставка должна стать не только весомой культурной акцией, но и шагом на пути воссоздания подлинной истории русской литературы советской эпохи – той истории, где нашлось бы место и официально признанным литературным вождям, и погубленным режимом гениям, и эмигрантам всех волн.  

В советское время литература была отраслью народного хозяйства и формой служения социалистическому строительству, а значит, подчинялась общим правилам государственного контроля.

В 1929 году было закрыто последнее частное издательство – «Петрополис». После Съезда писателей в 1934 году разнообразие литературных направлений и групп сменяется единообразием: в качестве основного творческого метода утвержден социалистический реализм. Была создана индустрия привилегий для «инженеров человеческих душ», система рычагов поощрения и давления, среди которых особую роль играло распределение жилья. Писательские квартиры появились в Доме Герцена («Грибоедове») на Тверском бульваре, д. 25, в Общежитии молодых писателей на Покровке, д. 3, в Лаврушинском пер., д. 17, наконец, были заселены дачи в переделкинском поселке писателей.

Литературная иерархия отличается двойственностью. Следование новым правилам сулило тиражи, гонорары и премии. Но и фаворитам не были даны гарантии свободы и безопасности. Противостояние новому порядку обрекало на отлучение от издательств, бездомность, гонения, а нередко и гибель.

«Нашу художественную совесть все время насилуют, наше творчество все больше становится двухэтажным; одно пишем для себя, другое – для печати», – писал В.В. Вересаев в письме Правительству.

Вопрос быта нередко становится темой художественных произведений: знаменитая квартира №50 на Большой Садовой (коммунальное жилье М.А. Булгакова), «воронья слободка» из романа «Золотой теленок» И.А. Ильфа и Е.П. Петрова, коммунальные квартиры из рассказов М.М. Зощенко.

Бытовые лейтмотивы эпохи: коллективное проживание, общежитие, «уплотнение», превращение дома в коммунальную квартиру. Дом – частное пространство, в ходе уплотнений и переселений разрушенное. Эпоха врывается в дом, переворачивая белье и бумаги, не оставляя возможности защититься от постороннего вторжения. «Обведите свой дом – межой, // Да не внидет в него – Чужой», – писала в 1918 году М.И. Цветаева. Рядом оказались люди разных социальных слоев, с разным образованием, привычками: так, З.Н. Гиппиус писала в дневнике о страхе А.А. Блока, что «к нему в кабинет вселят красноармейцев». Перемешались вещи дореволюционной обстановки и «товары массового потребления», дорогая мебель и грязные кастрюли, вольтеровские кресла и жестяные чайники.

Хронологические рамки выставки – от 1920-х до 1970-х годов: от деятельности А.В. Луначарского на посту наркома просвещения до снятия с поста главного редактора журнала «Новый мир» А.Т. Твардовского. Как в это время соотносятся домашний обиход и литературный процесс, поэтика и линия партии, творческие принципы писателя и его бытовые обстоятельства – эти вопросы оказываются в центре внимания.

На выставке представлены подлинные вещи писателей разного статуса: от А.А. Фадеева и А.Т. Твардовского до О.Э. Мандельштама и М.И. Цветаевой. Пространство выставки разграничено перегородками-инсталляциями, выстроено как система литературных и биографических пересечений и столкновений.

Место проведения: Государственный литературный музей,

Дом И.С. Остроухова в Трубниках,

Трубниковский переулок, д. 17

Автор идеи: Д.П. Бак

Кураторы выставки: Э.Д. Орлов, А.Э. Рудник, Г.С. Зобин, В.Г. Крижевский

Даты проведения: 18 ноября 2016 – 26 февраля 2017

Часы работы:  Ср, Пт, Сб, Вс — 11:00–18:00 (касса до 17:30)

Вт, Чт — 14:00–20:00 (касса до 19:30)

Понедельник и последний день каждого месяца — выходной

Сайт: http://goslitmuz.ru/