28 ноября 2017 года
Фронтовая правда Константина Симонова – в электронных материалах Президентской библиотеки
28 ноября 2017 года исполняется 102 года со дня рождения Константина Симонова (1915–1979), поэта-фронтовика, запечатлевшего войну в газетных репортажах, стихах и суровой военной прозе. В фонде Президентской библиотеки представлены сборники его произведений времён Великой Отечественной войны: «Стихи 1941 года», книги «От Чёрного до Баренцева моря», «Орден Ленина», поэма «Сын артиллериста», пьеса «Русские люди», а также фронтовые очерки и рассказы о войне.
Тема армии присутствует уже в произведениях начинающего автора. Это во многом связано с происхождением: Константин (Кирилл) Симонов родился в семье полковника Генерального штаба Михаила Агафангеловича Симонова; детство Константина прошло в военных городках и командирских общежитиях. После окончания семи классов он поступил в фабрично-заводское училище, работал токарем по металлу сначала в Саратове, а потом в Москве, куда семья переехала в 1931 году. Зарабатывал стаж, чтобы поступить в Литературный институт имени А. М. Горького, который и окончил в 1938 году.
Война для Симонова началась не в 1941 году, а в 1939-м, когда его направили в качестве военного корреспондента на Халхин-Гол. Оттуда он привёз цикл стихов (получивших впоследствии всесоюзную известность), в которых поднималась тема долга воина перед своей Родиной и своим народом.
С первых дней Великой Отечественной войны Константин Симонов находился в действующей армии: был собственным корреспондентом газет «Боевое знамя», «Красноармейская правда», «Известия», «Правда», «Комсомольская правда». Потом стал военным корреспондентом газеты «Красная звезда», куда отправлял стихи, очерки, статьи со всех фронтов, на которых довелось воевать, – есть сведения, что военкор Симонов побывал на всех. «Он сам идёт в разведку, участвует в атаке, он на наблюдательном пункте, он на волжской переправе, под обстрелом, и всюду он искренен и прост. Никакого самолюбования, ни тени фальши, никаких трескучих, громких фраз… Есть у Симонова стихи, которые солдаты и офицеры носят у себя на груди», – писал поэт Николай Тихонов.
Речь, конечно, прежде всего о стихотворении «Жди меня», которое Симонов подарил фронтовикам в самое тяжёлое – первое – полугодие Великой Отечественной войны. Стихотворение, написанное в августе 1941-го и опубликованное в «Правде» в 1942 году, стало событием в жизни нашего народа. Его переписывали от руки и посылали с фронта домой и из тыла – на фронт. Оно явно выходило за рамки поэзии, став своего рода солдатской молитвой, мостом между жизнью и смертью, который поддерживали вера в лучшее, отрыв от страшной фронтовой реальности: «Жди меня, и я вернусь, / Всем смертям назло…» В этом стихотворении 26-летним поэтом было предсказано не только то, что война будет долгой и жестокой, но и что человек – сильнее войны, и исход её в сущности предрешён.
Военная проза Симонова – это честная мужская проза, в стилистическом аскетизме схожая с фронтовыми романами Хемингуэя, но более эпически развёрнутая. Писателя можно назвать первооткрывателем таких тем, как «русский характер», «живые и мёртвые», где без прикрас описано столкновение людей глубоких и совестливых с холодными «винтиками» военной машины. Показанная в «Живых и мёртвых» масштабная правда о войне стала откровением для 60-х годов прошлого века. Дневниковые записи и корреспонденция писателя показывают, что война Симонова объёмна, он видит её с разных точек и ракурсов, свободно перемещаясь в пространстве от окопов передовой до армейских штабов и глубокого тыла.
Четыре года войны определили все сорок лет литературной деятельности Симонова. Лучше всех об этом говорит он сам:
Святая ярость наступленья,
Боёв жестокая страда
Завяжут наше поколенье
В железный узел навсегда.
Военкору Симонову удалось в полном смысле к штыку приравнять перо и, пройдя две войны, вернуться живым, что он и предрекал в своей «солдатской молитве».