5 сентября 2019 года
Алексей Константинович Толстой и его исторические драмы на русской сцене
«Редко приходилось мне встречать таких бесконечно симпатичных, высокообразованных и безгранично добрых людей, каковым был Алексей Константинович Толстой, – написал в своих мемуарах «Закулисная хроника» (1897) актёр Императорских театров Александр Нильский. – Это была воплощённая добродетель, личность во всех отношениях образцовая и светлая. При своём общественном положении, богатстве и поэтическом таланте он был самым простым, доступным, обязательным человеком, всякий бы другой при этих условиях непроизвольно стал бы в рамки недосягаемой персоны, а граф Толстой сумел блестящим образом усвоить себе искреннюю простоту и тем располагать к себе всех окружающих».
5 сентября 2019 года исполняется 202 года со дня рождения Алексея Константиновича Толстого (1817–1875), одного из самых проникновенных лириков в поэзии и глубоких мыслителей в исторических и драматургических произведениях. Это подтверждают электронные копии книг о Толстом, доступные на портале Президентской библиотеки: «История Русской государственности. Т. 1. Основные черты древне-русского государства» с эпиграфом из стихотворения А. К. Толстого, написанная бароном С. А. Корфом, (1908); «Вестник Европы». Г. 40. 1905, Т. 1 (Кн. 1, январь); «Вслед за Алексеем Константиновичем Толстым: в поисках истины» (2013) В. Д. Захаровой, электронная копия книги того же автора «А. К. Толстой: летопись жизни и творчества» (2013) и др.
По этим изданиям можно составить достаточно полное представление о такой могучей и цельной натуре, какой являлся граф Толстой. Рождённый в Санкт-Петербурге и увезённый шестинедельным младенцем из Северной столицы после развода родителей, А. Толстой считал своей родиной Красный Рог.
Эта фамильная усадьба стала для Алексея Константиновича примерно тем же, что Ясная Поляна для Льва Толстого, приходившегося ему, кстати сказать, троюродным братом. Маленький Алексей любил эти места и так вспоминал ничем не омрачённое детство в письме итальянскому переводчику и биографу А. Губернатису (от 20 февраля 1874 года): «Моей ярко выраженной склонности к поэзии много содействовала природа, среди которой я жил; воздух и вид наших больших лесов, страстно любимых мною, произвели на меня глубокое впечатление, наложившее отпечаток на мой характер и на всю мою жизнь и оставшееся во мне и поныне» («Вестник Европы». Г. 40. 1905, Т. 1 (Кн. 1, январь).
Некогда здесь проходила граница Московии и Литвы. «Ныне обмелевшая, тихая речка Рожок, на которой стоит село, была полноводной, гордой рекой Рог, – рассказывается в книге В. Д. Захаровой «А. К. Толстой: летопись жизни и творчества». – Существует предание, поясняющее название села: после одного жестокого пограничного сражения русской дружины и воинов Витовта лёд на реке стал алым от крови… Земля эта от седых времён была форпостом России на Северо-Западе. Отсюда родом был монах Пересвет, шагнувший из строя на вызов грозного врага перед Куликовской битвой… Земля, которая дышит историей, где развивались основные события «Слова о полку Игореве», где закладывал первые заводы Пётр I».
Территория со столь славной «биографией» не могла не воодушевить на создание исторических сочинений писателя такой силы, как Алексей Константинович Толстой. В Красном Роге граф написал главные свои произведения: историческую повесть времён Ивана Грозного «Князь Серебряный», драматическую трилогию «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Фёдор Иоаннович», «Царь Борис», исторические баллады. Авторитет литератора был так велик, что его приглашали в столичные театры для того, чтобы он курировал постановки своих пьес, о чем вспоминает в книге «Закулисная хроника» артист Императорских театров Александр Нильский.
Как отмечает актёр, Толстой очень быстро разобрался в специфике театрального дела и во время постановки своей драмы «Смерть Иоанна Грозного» в Мариинском театре писал: «Сценическое искусство менее, чем всякое другое, допускает случайности. Каждое лишнее движение (я уже не говорю о движениях фальшивых) не только бесполезно, но и вредно. Рама, в которой вращается драматическое представление, так узка, время, ему уделённое, так ограничено, что каждая минута органична для артиста, каждое его движение знаменательно. Он не имеет права не только на что-нибудь ложное, но и на что-нибудь индифферентное. Индифферентность на сцене есть потеря времени, которая ничем не вознаграждается. Места, произносимы актёром бесцветно, равняются местам, вычеркнутым из его роли».
Игрой Александра Нильского в роли Ивана Грозного автор пьесы остался очень доволен: «Актёр проникнулся характером представляемого им лица, не пренебрёг ни одной его чертой и разрешил трудную задачу соединить царственность со всеми видами страсти. Некоторые места вышли у него потрясательны».
Трилогия о судьбе русских царедворцев и природе власти в России принесла графу Толстому мировую славу. И в наши дни она не сходит с театральных подмостков. А его полные лирической глубины «романсовые» стихотворения положили на музыку Чайковский, Мусоргский, Аренский, Римский-Корсаков. Творческое наследие Толстого «работает», окроплённое живой водой его любимого Красного Рога, ставшего форпостом силы духа России уже в новейшей истории.