17 ноября 2021 года

Александр Дюма и действующая модель Советской вселенной

Александр Дюма и действующая модель Советской вселенной

Александр Лапин. Избранное. В 4 т.

Том I. Утерянный рай; Непуганное поколение; Благие пожелания

Том II. Вихри перемен; Волчьи песни; Время жить

Том III. Святые грешники. Крымский мост

Том IV. Книга живых. Публицистика

М. : Вече, 2021.

 

Московское издательство «Вече» выпустило четырехтомное «Избранное» Александра Лапина, своеобразное собрание сочинений, основу которого составила эпопея «Русский крест», цикл романов и повестей, объединенных четырьмя героями. Изначально: офицер спецподразделения, журналист, ученый и, как сказали бы в советское время, партийный и общественный деятель. Но потом логика судьбы и исторических событий приведут к изменениям в их роде занятий, многое, впрочем, оставив и неизменным. Так боевой офицер станет священником, сменив один род службы на другой, а журналист, специалист по словам, научится управлять большими бизнес-проектами в стремительно меняющейся стране, где за слова нужно отвечать, а сама цена данного слова вырастет многократно...

 

Четыре героя, как и у Дюма в его классическом цикле про Д’Артаньяна и его друзей, будут встречаться и расставаться, порой на десятилетия, их биографии будут прихотливо переплетаться, дружба будет проходить испытание драматическими, а порой и трагическими историческими обстоятельствами, не все (как и у Александра Дюма) останутся живы... Но в отличие от французского тезки, который писал роман о природе дружбы на фоне исторических метаморфоз, Александр Лапин использует сюжеты (причем, самые разнообразные: политический триллер, психологический роман, любовная история, философская притча…) о жизни и приключениях четырех друзей как повод для обобщений более глобального характера. «Русский крест», эта поколенческая сага, как определяет ее сам автор, представляет собою повествование, охватывающее несколько десятилетий советской и постсоветской жизни и напоминающее по сверхзадаче — при всех отличиях в поэтике, художественных приемах, сюжетных конструкциях — многотомные эпопеи Льва Толстого, Шолохова, Солженицына...

 

«Русский крест» и продолжающие к нему произведения — это объемная панорама жизни огромной страны, где автор, убедительно прописывая биографии и облик каждого из своих персонажей, все же пытается в первую голову осмыслить логику исторических событий, понять, что же такое это было — Советский Союз, и почему при всех технологических новациях и политических, общественных, культурных метаморфозах советский образ жизни и способ думать остается в каждом из нас, хотим мы того или не хотим. Более того, автор убедительно показывает, доказывает, что нынешняя Россия ближе к СССР, чем наше государство десять и даже двадцать лет назад, и поэтому рефлексия по поводу советского проекта необходима и неизбежна. 

 

Александр Алексеевич Лапин родился в 1952 году в Кабардино-Балкарии, учился и работал в Казахстане, много лет трудился в газете «Комсомольская правда», где прошел путь от журналиста до заместителя генерального директора, занимался политикой, объездил всю страну и побывал во многих государствах. Знание многих аспектов жизни во всей их полноте, репортерская привычка досконально изучать то, о чем пишешь, дают ему возможность как писателю создавать объемную картину жизни, постоянно меняя «оптику рассказчика», в самых разных ракурсах, и нисколько не навязывая читателю свою точку зрения, не впадая в назидательность, говорить о том, что его как автора, как гражданина волнует. Впрочем, нередко А. Лапин выступает и как мастер прямого высказывания, публицист, поэтому в четвертый том наряду с трилогией «Книга живых», завершающей эпопею «Русский крест», вошла также и публицистика, и исповедально-мировоззренческое эссе «Я верю», где А. Лапин лаконично и вместе с тем содержательно излагает свое кредо.

 

Как сказал бы Набоков, автор честно исполняет все пункты контракта с читателем, — и публика платит ему взаимностью: мало кто из современных отечественных писателей получает такую мощную «обратную связь»: автора постоянно спрашивают о судьбах героев, интересуются, что же будет дальше, делятся собственными невероятными и правдивыми историями, порой даже дают советы… Собственно, издание четырехтомника, по словам Александра Лапина, — это один из шагов благодарного автора навстречу благодарному читателю.

 

«В течение всех восьми лет, что выходят книги цикла «Русский крест» и другие мои сочинения, я неизменно получаю читательские отклики, — говорит писатель в недавнем интервью, — Кто-то пишет о своих впечатлениях от романа «Утерянный рай», кто-то о «Крымском мосте», кто-то отзывается на «Книгу живых»... И я вижу, что в связи с особенностями отечественной книготорговли и вообще книжной индустрии, мало кто читал весь цикл целиком, а в массе своей люди знакомы с моими книгами выборочно. Книжных магазинов у нас становится все меньше, их «пропускная способность» невелика, какие-то мои книги там есть, каких-то нет... А мне бы хотелось, чтобы читатель ознакомился с замыслом во всей его полноте, потому что идея, заложенная в этот цикл, такова, что часть, пусть даже формально выглядящая законченной, далеко не всегда отражает смысл целого... Все произведения, составляющие «Русский крест», автономны, но они дополняют, обогащают друг друга, и чтобы понять каждое из произведений, нужно ознакомиться с тем, что было до него и следует после. Все-таки «Русский крест» это большая, сложно выстроенная история. Исходя из этого, я подумал, что нужно попробовать издать цикл одновременно и целиком.

 

В библиотеках, что опять-таки связано с сегодняшними особенностями книжного рынка, книги мои тоже представлены выборочно. Какие-то издания есть, каких-то нет. Цены на книги в магазинах запредельные, тем более в сравнении с уровнем зарплат в среднем по стране. И, когда было решено выпустить четырехтомник, я предполагал,  за счет  причитающихся мне от издательства средств, часть тиража бесплатно передать напрямую библиотекам. Обязательно сделаю это. Коммерческий успех для меня не главное. Важнее, чтобы мои книги дошли до людей. Ведь для многих, особенно в регионах — посещение библиотеки это едва ли не единственный шанс ознакомиться и с моими книгами, и с книгами других современных авторов».

 

По словам самого А. Лапина, сам выпуск четырехтомного «Избранного» — знак того, что поколенческая сага «Русский крест» завершена, но вся история литературы говорит о том, что художественные произведения и их герои часто начинают жить своей собственной жизнью, следуя не строгой логике автора, а прихотливой логике своей собственной судьбы, которая нередко оказывается сильнее. Человек, как известно, предполагает, а Бог располагает. Так что вполне вероятно, что и читатели, и персонажи потребуют от писателя продолжения этой истории. Как написал не так давно другой автор популярного цикла, — не прощаюсь. 

 

Сергей Князев