Музыка: диалог с Богом: От архаики до электроники

ISBN: 978-5-907307-24-7

Год выпуска: 2021

Количество страниц: 424

Обложка: переплет

Город издания: Москва

Есть иллюстрации

Музыка: диалог с Богом: От архаики до электроники

Серия: Бог и культура

Издательство: Никея

Автор: Насонов Р.

Название книги и амбициозное и притягательное – с одной стороны, не больше не меньше чем «Диалог с Богом», с другой, автор допускает к диалогу с создателем не только освящённую литургией «высокую классику», но и архаику, и даже электронику. Само собой, я, не только всегда живо интересовавшийся разнообразной музыкальной культурой, но и причастный немного к её исполнению и распространению, не мог пройти мимо этой книги. Конечно, значительная её часть посвящена композиторам-классикам – здесь явно сказывается образование и профессиональная деятельность автора, кандидата искусствоведения и преподавателя московской консерватории. Но, к счастью, он уделил внимание и доклассической эпохе музицирования, и предтече электроники Карлхайнцу Штокгаузену. К сожалению, в поле зрения автора не попали иные формы и традиции музыкальной культуры – этника, авангард, рок, неевропейские музыкальные традиции. Но не будем ставить ему это в вину – он и так положил своей книгой внушительное, весомое начало исследованиям религиозного подтекста музыки. И пока ждём продолжения и развития темы от какого-нибудь, обратимся к тексту Романа Насонова.

Конфессиональную ангажированность книги (в хорошем смысле этого слова) автор объясняет так: «Христианская точка зрения была избрана не случайно: заказ издательства дал мне шанс изложить личные – но далекие от произвола субъективности – наблюдения ученого. Классическая музыка не просто зародилась в Церкви и питалась на всём протяжении своего развития духовными импульсами, исходящими от христианства. Вне западной цивилизации такой музыки никогда бы не возникло».

В первой главе «От архаики к современности, или что такое музыка» Роман Насонов пытается описать и объяснить, обосновать значимость и функциональность музыки в архаичных культурах – но и в повседневной жизни цивилизованного человека. Описав случай «чудесного воскрешения» умирающего африканца, автор делает такой вывод: «Музыкальная магия – это не вымысел, а совершенно реальный способ воздействия на человека. При желании его можно обосновать научно. Однако применение музыкальной энергетики всегда выходило – и выходит до сих пор – далеко за пределы узко понимаемой и подкрепляемой внешними наблюдениями полезности. Магические ритуалы обладают замечательным свойством: они вводят участников в транс. И музыка – часть этого сакрального действа». Довольно неожиданное одобрение «камланий» и «плясок с бубном» если не от христианина, то как минимум от транслятора «христианской точки зрения». Неожиданное для предвзятого взгляда, конечно, как внешнего, так и ограниченных христиан с узким кругозором на самих себя и мир вокруг.

В попытке же объяснить феномен творческого вдохновения и его источник Насонов вступает, по его собственному определению, на скользкий путь. Какая музыка «божественна», а какая – «демонична» – никто не вправе отказать нам давать такие оценки. «Но и никаких объективных оснований определять внешний источник вдохновения у нас нет: «Божественной мы, скорее всего, назовем ту музыку, которая нам нравится и которая благотворно воздействует на нашу психику, кажется нам понятной и обладает хорошей репутацией».

В послесловии автор делится своими итоговыми размышлениями над историей музыки вообще и своим христианским восприятием в частности. Здесь он описывает две крайности в восприятии достойных музыкальных произведений (и вообще, добавлю, любых талантливых произведений искусства). Первая – это «соблазн рассматривать всякое хорошее или тем более выдающееся музыкальное произведение как вдохновленное непосредственно Богом». Вторая – представление о истории музыки как о «растянувшемся на века грехопадении». Самым правдоподобным подходом автор видит тот, следуя которому многие композиторы прошлого и нынешнего века, «перебесились» вместе с буйством массовой культуры, «одумались» и вновь стали ориентироваться на сакральные каноны.  

Использовав как фон случай из личной жизни, Роман Насонов пытается показать читателю не просто особенность христианства для него самого, но и уникальность в контексте темы книги – музыкальной духовной культуры.

И в завершающем абзаце книги автор по-христиански, по православному категоричен – «современный композитор, какую бы духовную позицию он не занимал, остается наследником христианской культуры. Герои этой книги напоминают Европе о том, что подлинная цель ее истории – не усовершенствование быта и повышение уровня потребления, а обретение Царства Божьего». Не разделяя религиозную позицию автора и будучи преисполнен глубочайшего – традиционалистского – скепсиса касательно провиденциального предназначения и тем более будущего европейской цивилизации, с его критикой ложных целей и задач, которыми она прельстилась и тем более духовным приоритетом как единственно верным я, безусловно, соглашусь.

Как знать, возможно, духовно и психологически помогут мне и другим читателям великолепные произведения тех героев творчества, которым посвящена эта книга. «В основе их творчества лежит колоссальная самоотдача, а избранный духовный путь – стремление постичь непостижимое и получить ответ на последние вопросы – драматичен. Это путь личной святости, который проходят в наш информационно транспарентный век грешные, часто заблуждающиеся люди». По-видимому, единственно возможный путь.

Гедеон Янг, журналист, публицист, литературный критик

 

 

Ваша рецензия

Ваше имя

Ваша электронная почта (не будет отображаться на сайте)

Рецензия

Введите число с картинки